пятница, 10 сентября 2010 г.

Стандарты красоты


Стандарты красоты у наших предков

Многие считают, что озабоченность своей внешностью — явление новое, что совершенно не так. На протяжении всех веков человек проявлял интерес к красоте, или, может быть, лучше сказать: к привлекательности и к форме. В прежние времена стандарты и нормы красоты создавали художники, писатели и те, кто обладал властью в обществе. Для того чтобы стать образцом красоты и представлять собой идеал, необходимо было быть на виду, поэтому идеалы красоты в прошлом представляла в основном знать. Сегодня порядок вещей изменился. На нас оказывают мощное влияние средства массовой информации и кино, и наши стандарты в большой степени формируются в мире кино и моды.

Несмотря на то, что стандарты красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Оно связано с нашими репродуктивными потребностями и нашей сексуальностью и, по-видимому, не претерпело особых изменений за все прошедшие века. Тем не менее, заметны и определенные исторические различия. Например, во многие периоды и во многих культурах в идеал красоты входила полнота.

В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пищу и, тем самым, надежде на успех и наличии условий для обеспечения своих потомков всем необходимым. Сегодня подход абсолютно другой, поскольку более стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем и средствами для поддержания хорошей физической формы. Мы также знаем, что избыточный вес связан со всеми видами заболеваний, которых мы хотели бы избежать сами и от которых хотели бы уберечь наших детей.

Мы можем только догадываться о том, как человечество воспринимало себя и каковы были взгляды на внешний вид в доисторические времена, поскольку до 3000 года до нашей эры письменности не было. Определенные выводы можно сделать на основании наскальной живописи и отдельных скульптур. Самая древняя скульптура женского тела была обнаружена в Австрии и относится примерно к 20000 году до нашей эры— это "Венера из Виллендорфа". Эта скульптура представляет собой миниатюрную фигурку женщины с большой грудью, широкими бедрами и округлым животом. Находки, относящиеся к более позднему периоду, тоже имеют подобную форму.

Из исторических периодов мы можем извлечь более надежные свидетельства о том, что люди считали красивым и чему они поклонялись. В эпоху Классической Греции (V — IV вв. до н.э.) стандарты красоты стали более ясными и четко определенными. Философ Платон писал, что каждый человек должен иметь три желания: "быть здоровым, разбогатеть честным путем и быть красивым". Платон также делал математические расчеты в попытке определить стандарты красоты, однако указывал, что истинная красота требует гармонии и хорошего вкуса. В ту эпоху красота была предметом культа. Статуи Аполлона, бога любви и красоты, были установлены во многих домах, так как хозяева верили, что черты его внешности отразятся на потомках.

Скульптуры ранней эпохи Классической Греции женского тела не изображали. Эта традиция была нарушена Праксителем (около 330 года до н.э.), изваявшим скульптуру обнаженной Афродиты, богини любви и красоты, ставшую эталоном и стандартом женской красоты для последующих поколений. Даже скульптуры более позднего времени, такие, как Венера Милосская, которую можно увидеть в Лувре в Париже, несут в себе схожие черты и во многом отражают идеалы красоты того времени. И в греческой литературе красота была предметом культа. Ксенофон провозгласил: "Клянусь всеми богами, что я не отдал бы предпочтения власти царя Персии перед красотой".

В эпоху Классического Рима многие художники довольствовались копированием греческих идеалов красоты. Женской красоте, по крайней мере, в начале этого периода, придавалось меньшее значение. Женщину рассматривали как преимущественно домохозяйку и мать, а римских правителей больше интересовали войны и политика. Постепенно это положение изменилось, и нам известно, что император Нерон был большим почитателем и поклонником красоты своей жены Поппеас. Для сохранения ее прекрасной белой кожи ей всегда приносили большое количество ослиного молока, в котором она принимала ванны. Поппеас хотела умереть молодой, чтобы никогда не видеть в своем зеркале старуху. Ее желание исполнилось.

Со времени классического периода до Средних Веков идеалы красоты оставались относительно постоянными. В Средние Века женщин почитали как за их внешность, так и за их работу в домашнем хозяйстве. Идеалам красоты того времени в большей степени соответствовали стройные женщины с бледной кожей, и в Средние Века женщины тоже предпочитали одежду, подчеркивающую представления красоты того времени. Тонкую талию выделяли широкие пояса, а походку акцентировали движением бедер. При изготовлении одежды использовали шелк, драгоценные металлы и камни.

В эпоху Возрождения (с конца 14 до середины 16 столетия) художники и ученые пытались объяснить и описать красоту в более научных терминах. Альбрехт Дюрер пытался применить математические принципы к построению идеальной женской фигуры. В результате получилась непропорциональная и совсем не красивая фигура. Тогда Дюрер в своих попытках описания стандартов красоты обратился к природе и написал четыре книги о пропорциях человеческого тела. В конце концов, Дюрер пришел к заключению, что там, где речь идет о формах, на Земле нет никого, кто мог бы судить о том, что такое абсолютно самое прекрасное.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) более всех других художников известен своими анатомическими исследованиями и описаниями человеческих пропорций. Однако его интерес к этому вопросу не был связан в первую очередь с определением идеалов красоты. Другой мастер эпохи Возрождения, Тициан, ясно показывал свое восхищение женской красотой. Его чувственно изображенные, изящно округлые женщины сильно отличаются от картин Рафаэля, другого художника того периода, который писал красивых женщин, но в более сдержанной манере.

Другой представленной в живописи красавицей, которая в определенные периоды нашего времени была эталоном внешности, является Венера с картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», написанной в 1485 году. Венера наполнена покоем, ее лицо имеет прекрасные удлиненные узкие геометрические формы с отточенными чертами.

Большой интерес к красоте, характерный для эпохи Возрождения, наилучшим образом можно проиллюстрировать работами итальянского монаха Анджело Фиренцуло, который изложил критерии красоты для каждой части женского тела. Подобное пристрастие к красоте в период Возрождения позднее было подвергнуто критике, в том числе философом ХIХ века Джоном Раскиным, который характеризовал такой подход как абсолютное упадничество.

В истории искусства каждая последующая эпоха обычно сильно контрастирует с предшествующей. Так произошло и после Возрождения, в период Маньеризма (примерно 1520 — 1600), в течение которого стандарты красоты сильно отличались от идеалов Возрождения. Эль Греко и Микеланджело изображали грациозных, стройных женщин с длинными шеями. У них было много общего с критериями, предъявляемыми, эталонам красоты ХХ века.

В течение последующего Барокко идеальная женщина виделась физически здоровой, с округлыми пышными формами, энергичной и бодрой, производящей впечатление целостности и ума. Этот тип женщин характерен для Рубенса.

В Елизаветинскую эру ХVI века идеалы красоты диктовала сама королева Елизавета I. Она носила корсет с деревянными ребрами и туфли на высоких каблуках, подчеркивающие ее рост и фигуру. В "осенний" период своей жизни она старалась скрыть старение кожи косметикой и красила волосы.

Период Неоклассицизма в середине ХVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Одним из основных представителей этого направления был Иоган Винкельман (1717 — 1768). Он утверждал, что идеальной красоты можно достичь только путем сочетания качеств нескольких различных моделей. Винкельман описал идеалы красоты Классической Греции даже с большими подробностями, чем сами древние греки.

В ХIХ веке мода стала подчеркивать сексуальность и чувственность в большей степени, чем когда-либо прежде. Стиль одежды с длинными затянутыми «осиными» талиями имел своей целью подчеркнуть грудь и оставить обширное пространство вокруг бедер.

Раскрепощение женщины в середине 19 века привело к тому, что она стала игнорировать желания мужчин и устанавливать свои собственные стандарты красоты. С появлением кинокамеры и развитием передовых средств связи и обмена информацией идеалы красоты стали устанавливать «профессиональные красавицы» из мира кино и моды.

Что такое красота и нормальные пропорции

Невозможно дать универсальное определение человеческой красоты, поскольку конкретные особенности варьируют для различных культур и эпох. Широкие рубцы могут быть признаком красоты для нигерийца, однако вряд ли они будут считаться таковыми в нашей культуре. Татуировки широко распространены на Ближнем Востоке в качестве символа красоты, но в концентрационных лагерях нацистов татуировка была клеймом. Растягивание губ и ушных мочек или удлинение шеи при помощи многочисленных золотых колец, как это принято в культурах некоторых племен, — все это также очень далеко отстоит от стандартов красоты, принятых на Западе. Даже если мы оставим попытки составить универсальное определение красоты и ограничимся одной конкретной культурой и эпохой, все равно будет затруднительно установить точные критерии того, что следует считать красивым. Однако существуют несколько твердо установленных параметров и пропорций человеческого тела, которые считают эталоном.

Леонардо да Винчи был одним из первых на Западе, кто изучил и дал количественное определение подобных параметров, и представленные им анатомические пропорции до сих пор изучают в школах искусства во всем мире. В своем описании "божественных пропорций" да Винчи в подробностях приводит соотношения между различными частями человеческого тела. Расстояние от подбородка до носа равно расстоянию от бровей до линии роста волос, а также равно высоте уха: эти три интервала разделяют лицо на три равные части. Расстояние между глазами должно быть равно длине глаза, а ноздри не должны выступать за вертикальные линии, проведенные из внутренних углов глаз. Рот идеальной красавицы не должен выходить за вертикальную линию, проведенную от внутреннего края радужной оболочки глаза. Другие идеальные пропорции предусматривают, что высота лица должна быть равна длине кисти, а глаза должны располагаться в центре головы, если измерять ее высоту от верхней точки черепа до подбородка. До того, как анатомические исследования позволили установить истину, художники полагали, что верхняя губа имеет три мышцы, а нижняя — две. Теперь мы знаем, что форму рта определяет одна кольцевая мышца, а форму губ определяют другие факторы. Лицо также можно подразделить на эстетические единицы: нос, верхняя губа, щеки, подбородок и лоб. Такой подход важен в пластической хирургии, где хирург пытается ограничить свою работу анатомическими единицами.

Определение пропорций лица стало важной частью планирования операций по коррекции врожденных дефектов. В наши дни хирург может пользоваться рентгеном, базируя свою работу на так называемых антропометрических точках на костях — например, верхненосовая точка, которая расположена на носовой кости прямо между глазами; субназальная точка соединения носовой перегородки и верхней губы, расположенная под носом; и подбородочная точка гнатион, отмечающая середину нижней челюсти. Несколько различных точек на лице могут быть определены и измерены при проведении оценки величины отклонения их положения от нормального при помощи рентгеновского исследования. Такая возможность является очень ценным средством при оценке недоразвития или чрезмерного развития челюстей после операции по поводу расщелины неба, например, или при некоторых врожденных деформациях черепа. Таким образом, существует много четких определений того, что можно считать нормальным, а что является отклонением от нормы. Эстетические идеалы определены также и для других частей тела, хотя они далеко не столь детальные, как для лица.

Для пластического хирурга важно обладать знаниями об идеальных пропорциях нормального лица и тела. Также важно помнить, что отклонение от идеальных пропорций может быть совсем небольшим и незаметным и, тем не менее, вызывать значительное беспокойство у пациента. Первоочередная задача пластической хирургии состоит не в изменении внешности пациента таким образом, чтобы она соответствовала некоей "средней национальной норме", а подкорректировать ее так, чтобы пациент был ею доволен. К сожалению, степень душевного страдания пациента редко пропорциональна величине самого дефекта.

Нормальное распределение

Карл Фредерик Гаусс был человеком, который впервые описал колоколообразную кривую нормального распределения, часто называемую Гауссовой кривой. Эта математическая модель показывает, каким образом значения величин, называемых случайными переменными, распределяются относительно среднего значения.

Одной из таких случайных переменных является рост человека. Количество людей с ростом, средним для исследуемой группы, сконцентрировано вблизи средней части кривой, а количества людей с более низким и более высоким ростом характерным образом распределены с обеих сторон от центра кривой. Другим примером, взятым из области пластической хирургии, является размер женского бюста. "Нормальный" бюст — это размер, который имеют большинство женщин, в средней части кривой, а количества женщин с чрезвычайно большим и с практически отсутствующим бюстом распределены соответственно на противоположных концах кривой. Описанная кривая нормального распределения может быть использована для определения перспектив эстетической хирургии и стандартов красоты.

Красивым считается сочетание различных нормально распределенных характеристик. Для человека, характеристики которого отстоят далеко от центра к одному из концов кривой нормального распределения, естественно желание иметь более "нормальную" внешность. Пластическому хирургу легко понять желание женщины увеличить свою грудь, если она у нее практически совсем отсутствует. Естественным кажется, также желание женщины с чрезмерно большим бюстом иметь меньшую, более приближенную к средним размерам грудь. Однако мы были бы удивлены и, вероятно, сочли бы довольно странным желание кого-либо, находящегося на одном конце кривой нормального распределения, передвинуться еще дальше.

Симметрия и асимметрия

Если тело можно условно разделить пополам вдоль срединной вертикальной линии таким образом, чтобы две половины являлись зеркальным отображением друг друга, то такое тело можно считать полностью симметричным. Если же две полученные половины не являются зеркальным взаимным отображением, то тело асимметрично.

Сфера симметрична при делении ее через центр в любом направлении. Если существует только одна плоскость, например проходящая по длине тела, делением вдоль которой можно получить две симметричные половины, то такая симметрия называется двусторонней. Многие растения имеют несколько различных линий симметрии, а для многих животных характерна двусторонняя симметрия. Человек, как было сказано выше в разделе о правом и левом полушариях мозга, имеет асимметричное строение. Эта асимметрия тела человека иногда может быть весьма заметной, и она гораздо сложнее, чем у животных.

Наука пока не дает ответа на вопрос, считаем ли мы, люди, исходно присущую нам асимметрию на самом деле красивой или нет. Некоторые антропологи утверждают, что степень симметрии никогда не может быть чрезмерной, и человек в процессе эволюции приобрел знание того, что высокая степень симметрии свидетельствует о крепком здоровье и хорошей наследственности. Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении тела и лица мы не считаем привлекательными. Однако существуют свидетельства того, что небольшие отклонения от симметрии считаются красивыми. Лично я считаю, что, в соответствии с рассмотренным ранее вопросом о левом и правом полушариях мозга, человеку приятна асимметрия. Полная симметрия довольно скучна для мозга и глаз человека. В качестве примера полной симметрии можно представить себе совершенно белую комнату с белым потолком и белыми стенами, без окон и дверей. Подобное абсолютно симметричное окружение скучно для визуального восприятия. Однако если привнести определенную долю асимметрии, например, повесив на стену пару картин, это создаст заинтересованное эстетическое отношение. То же самое относится и к нашему восприятию других людей. Для того чтобы проиллюстрировать этот феномен, один американский журнал провел небольшой фотографический эксперимент с несколькими известнейшими во всем мире моделями. Были взяты их фотографии и получено зеркальное отображение каждого фото. Затем фотографии разрезали на половинки и вновь составили лица путем объединения сначала двух левых, в потом двух правых половин. Оба полученных абсолютно симметричных лица явно отличались от оригинальной фотографии настоящего лица с естественными правой и левой половинами. Полученные абсолютно симметричные фотографии не были ни столь красивы, ни интересны, как естественные лица моделей.

Хотя эти профессиональные красавицы имеют более симметричные черты лица, чем большинство из нас, они при этом всегда наделены определенной привлекательной асимметрией.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, исходя из стандартов красоты, нам не следует стремиться к полной симметрии. Но можно с уверенностью сказать, что наше эстетическое чувство также задевает слишком сильная асимметрия. Если мы вновь обратимся к примеру с белой комнатой, то эстетически нам было бы менее приятно видеть стены и потолок, до отказа заполненные различными предметами искусства. Сильная асимметрия, такая, как наличие одной большой груди и маленькой другой, обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности вполне естественно. Приведенные соображения могут служить руководством при определении подходящего объекта для пластической хирургии.

Красота и привлекательность: попытка дать определение

Четкое и точное определение красоты дать невозможно, оно не может быть даже просто приемлемым. Поскольку представление о красоте имеет множество аспектов, а идеалы красоты в различные эпохи и в разных культурах несколько отличались друг от друга, любое определение человеческой красоты обязательно будет неточным и абстрактным. Мы часто говорим, что истинная красота исходит изнутри, и считаем некоторых людей с довольно заурядной внешностью красивыми благодаря их обаянию. Однако, как я уже отмечал ранее, существует также огромное количество критериев внешней красоты, которые в большинстве случаев применимы и научно обоснованы. В противоположность широко распространенному мнению, среднестатистическая внешность является красивой. Доказательства тому были представлены еще в 1878 г. в авторитетном журнале "Нэйчер". При наложении нескольких различных фотографий исследователи, к своему удивлению, обнаружили, что полученное в результате наложения лицо было более привлекательным, чем исходные.

Все люди, даже самые красивые, несимметричны. Это открытие было подтверждено при помощи компьютера: методика, называемая морфингом, позволяет совместить на компьютере несколько фотографий разных лиц для создания одного искусственного лица. Чем больше лиц включают в изображение, т.е. чем более усредненным становится конечное лицо, тем оно красивее. Такой результат свидетельствует о том, что люди, которых принято считать красивыми, имеют черты, приближенные к середине кривой распределения, — т.е. к среднестатистической внешности.

Недавно, вновь в журнале "Нэйчер", было представлено свидетельство того, что, хотя полученное усредненное лицо можно воспринимать как привлекательное, еще более привлекательное лицо получается в результате объединения в компьютерном образе только красивых лиц.

Если затем провести сравнение этих двух искусственных лиц и еще более усилить различия между ними, то в результате получится третье искусственное лицо, даже более красивое, чем первые два. Примеры подобных отклонений от среднего для женщин — более изящная нижняя челюсть при меньшей высоте нижней части лица, более крупные глаза, полные губы и высокие скулы. Интересно также то, что и мужская, и женская внешности, считающиеся наиболее привлекательными в одной культуре, также воспринимаются людьми с другими культурными корнями как самые привлекательные.

Таким образом, существуют аспекты нашей внешности, которые воспринимаются окружающими как привлекательные независимо от внешних влияний и культурных корней. Это те аспекты, знание об ассоциированности которых с условиями, способствующими продолжению нашего рода, мы приобрели в процессе эволюции. Как упоминалось ранее, абсолютная симметрия тела или лица также нежелательна, поскольку определенная степень асимметрии более привлекательна для глаз и мозга человека. Полная симметрия скучна, однако значительные различия между левой и правой сторонами создают непривлекательный зрительный образ.

Учитывая вышеизложенное, можно дать уже почти теоретическое определение красоты: это сочетание харизматической личности с близкой к среднестатистической симметричной внешностью, но обязательно с изюминкой легкой асимметрии и некоторых отклонений от среднего внешнего вида.

Международные стандарты красоты

Несмотря на то, что многие идеалы человеческой красоты красной нитью проходят через все века и культуры, существует также множество явных отличий. Большие различия могут существовать между географически близкими регионами, с разными традициями и культурными корнями, как было показано ранее на примере идеалов красоты соседствующих африканских племен. Хотя до сих пор можно наблюдать явные отличия между стандартами красоты различных этнических групп, бурное развитие средств связи и массовой информации в нашем веке очевидно, привели к интернационализации стандартов красоты. Трудно дать точное определение этих стандартов, однако очевидно то, что на них оказывают сильное влияние Западные страны, поскольку мода и фильмы приходят в основном с Запада. Нам известно, например, что у азиатских мужчин и женщин появилось желание иметь более широкий разрез глаз. В Японии и некоторых других странах Востока довольно распространенным является формирование складки на веке хирургическим путем, однако таким образом, чтобы в значительной степени сохранить свою этническую индивидуальность. На эстетическую хирургию носа и женской груди также оказывают влияние западные идеалы — более узкий, прямой и высокий нос и более крупный бюст. Идеалы красоты для негроидной расы также изменяются в сторону западных стандартов.

Общество, в котором мы живем, претерпевает значительные культурные изменения. Современный человек вряд ли безоглядно будет следовать установленным ранее понятиям о красоте. Он скорее отберет то, что кажется ему более привлекательным, и на этой основе путем комбинирования создаст новую субкультуру. Эта свобода выбора является новым явлением в нашем обществе.

Таким образом, новые культуры, которые мы создаем, возникают в виде обобщенных культур, что также явно находит свое отражение в наших эстетических идеалах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий