пятница, 13 июля 2012 г.

Какие продукты мы покупаем

 

О том, что в жаркое время года надо особенно тщательно подходить к покупке продуктов, написано уже не мало. Я решил внести и свою лепту, публикуя два понравившихся мне обзора от Slon.ru и Комментариев.

Крупные и мелкие сети используют одни и те же уловки для усыпления бдительности обычных покупателей.

Вот самые распространенные.

1. Маркетинговые уловки

Slon собрал несколько примеров того, как маркетологи ловят потребителей и играют на их неосведомленности и наивности. Внимательно читайте упаковку!

Страшный глютен

В последнее время упаковки мучных и злаковых (да и не только) продуктов все чаще помечают словами "Без глютена", и особо бдительные покупатели, ведущие здоровый образ жизни, предпочитают покупать именно такую еду. Мол, лучше подстраховаться и не есть какой-то там глютен: а вдруг он вредный? При этом они даже не догадываются, что попадаются на крючок маркетологов, которые решили заранее, как они испугают страшным словом особенно сознательную часть покупателей.

Глютен или клейковина – основной белок злаковых. Он действительно может быть опасен, но только для тех людей, которые больны наследственным аутоиммунным заболеванием целиакией (глютеновая энтеропатия). Раньше целиакия считалась редкий заболеванием (один случай на 1000 человек), но сейчас ее выявляют чаще, как правило,  в латентной форме. Но в последнее время продукты пользуются популярностью не только среди тех, кто страдает заболеванием. Все мнительные тоже предпочитают покупать то, что отмечено значком зачеркнутого колоса.

Без холестерина!

Надпись на бутылке с растительным маслом о том, что продукт не содержит холестерина (а он там и не должен содержаться ни в коем случае) – отличный маркетинговый ход. Он работает на тех, кто не в курсе, что в растительном масле не бывает холестерина. Он очень похож на шутку студентов из Калифорнийского университета, которые распространили в кампусе листовки-предупреждения о том, что воду нельзя ни в коем случае пить, поскольку в ней содержится опасное вещество без вкуса, цвета и запаха – дигидроген монооксида (монооксид дигидрогена -- научное название обычной воды).

Удивительно, что никто из маркетологов не воспользовался этим термином и не предложил поместить на продукт надпись о том, что он "Не содержит дигидрогена монооксид". Слово могло бы сойти за опасное.

Без консервантов

Заметив моду на здоровое питание и правильный образ жизни, производители покусились на самое святое для приверженцев ЗОЖ – консерванты. И избавили визуально часть продуктов от их содержания. Например, не так давно отличился производитель напитка Coca-Cola. Он выпустил бутылку с новой этикеткой и надписью "Без консервантов. Натуральный краситель карамель".

Хорошо, консервантов нет, но стал ли напиток от этого менее вредным?Лишний вес из-за содержания большого количества сахара или больные почки - это только часть проблем, которые могут возникнуть у любителя сладкого напитка. Но пить его, видимо, все равно можно и бояться нечего -- ведь консервантов-то нет!

Соль и вода без ГМО

За последние десять лет генетически модифицированные ингредиенты стали еще одной страшилкой (к ним действительно можно относиться по-разному, это личное дело каждого). Зато маркетологи, не обсуждая, полезны или вредны ли на самом деле ГМО с ГМО, полюбили шлепать надпись "Без ГМО" на любой попавшийся продукт, вне зависимости от того, есть ли в они в нем или нет (вряд ли недоверчивому покупателю удастся быстро проверить их наличие даже при большом желании). Право у них такое есть, но важно знать, что в Москве, например, подобная маркировка является делом добровольным.

Штамповать фразу можно на любой продукт. На покупателя, конечно, такая уловка действует, если оповещение о содержании вредных ингредиентов не доведено до маразма. Как в случае, когда фраза появляется на тех продуктах, в которых даже при большом желании ГМО появится не могут – например, на пачках с солью.

Великий пост

Великий пост – хороший повод привлечь внимание к продукту. В это время реклама и упаковка преображается, на ней появляется информация о том, что продукт является постным. В итоге покупателю может быть предложено два одинаковых продукта, просто один с наклейкой "Постное меню", а другой без.

На самом деле большой разницы может и не быть: как были овощи постным блюдом, так им и остались. Зато покупатель, не слишком глубоко разбирающегося в составе продукта, но соблюдающий пост, вполне себе может попасться на маркетинговый ход и, выбирая между простым батоном и батоном с наклейкой "Постный продукт", выберет второе.

Суперполезные бактерии

Бактерии в йогуртах и кисломолочных продуктах, о которых рассказывают в рекламе на экранах ТВ, – поистине уникальное изобретение маркетологов. В действительности многие из них являются обычными бактериями, живущими в микрофлоре человека. К таким, например, относятся бактерии ActiRegularis. Их настоящее название – Bifidobacterium animalis. Предприимчивые товарищи запатентовали красивое название одного из штаммов этой бактерии.

Все бы ничего, но эффективность того, что Bifidobacterium animalis выживает в кислой среде желудка и не отторгается, доказана лишь исследованиями компании Danone и других компаний, производящих продукты с этой бактерией. В апреле 2010 года Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов (EFSA) во Франции начало проверку свойств йогуртов, после чего Danone фактически признала, что йогурты не содержат никаких особых целебных свойств и заявила об изменении своей рекламной кампании в стране.

Волшебные шампуни

Маркетологи  любят придумывать не только полезные бактерии в йогуртах, но и изобретать новые суперполезные вещества в косметических средствах, шампунях и кремах. Например, выпускают новую серию косметических средств с экстрактом кашемира, который на самом деле является ланолином, который добывают при выращивании овец. Его действительно используют в качестве  компонента для кондиционеров для волос, поскольку он очищает волосы, – но вещество не влияет на рост и силу волос так, как обещают с голубых экранов.

Радикальный способ

Еще один маркетинговый трюк, при помощи которого можно убедить покупателя в том, что рекламируемый или продаваемый товар – самый лучший и стоит приобретения, – рассказать о том, что предыдущий продукт той же марки был гораздо хуже, и использовать его уже не надо.

"Новая формула", "Новый улучшенный состав", "В пять раз эффективнее", "Улучшенные молекулы", "Еще больше вкуса" – и часто звездочка с указанием на то, что рекламируемый товар улучшен по сравнению с предыдущим на энное количество процентов. Наверное, случается, что среди производителей попадаются честные, и состав продукта действительно улучшается. Но увы, у потребителя, попавшегося на такую удочку нет никаких возможностей проверить, были ли намерения благими.

Global Russians

Хитрый способ сыграть на чувствах потребителя – заставить всех вокруг поверить в то, что твой бренд не такой, как остальные. Например, замаскироваться под иностранный бренд, на самом деле производя свои продукты где-нибудь в Подмосковье. Ralf Ringer, Sela, OGGI, InCity, Zarina, Be free, Savage, People Wear, O’stin, Carlo Pazolini, Chester, Carnaby, TJ Collection, Paolo Conte – это только маленькая часть брендов, изображающих из себя "иностранцев".

НИИ рекламы

В апреле 2010 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ООО "Юнилевер Рус" за рекламные плакаты в метро. Реклама сообщала, что чистящее средство "Доместос" является средством профилактики гриппа H1N1 у детей раннего возраста. Интересно, что такую рекламную кампанию одобрил НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Как это могло произойти? Оказывается, случаи, когда разные госучреждения дают добро на рекламу, – не редкость. "Ассоциация стоматологов рекомендует", "НИИ питания РАМН заверяет" – все видели подобные фразы. Лабораториям выгодно сотрудничать с бизнесом, поскольку для многих структур подобные одобрения – единственный способ выживания.

 

2. Составлен список продуктов, которые лучше не покупать летом в украинских магазинах.

Обойдя столичные сетевые магазины, Комментарии составили рейтинг продуктов, которые нельзя приобретать в «цивилизованных» торговых форматах ни под каким «соусом», и проанализировали самые массовые способы обмана потребителей.

Продукты с большими скидками

На первом месте по классу опасности - акционные товары с очень низкой ценой. По закону испорченные продукты требуется утилизировать. Например, просрочка (разрешенный процент к утилизации) для категории молочной продукции составляет 5-7%, для мясо-колбасных изделий – 15-20%, для фруктов и овощей – на уровне 40%.

Однако многие супермаркеты на утилизации стремятся сэкономить. Зачем им уничтожать то, что можно продать с выгодой, пусть даже минимальной? Невероятно, но факт: официальной торговлей гнилью крупные продуктовые сети в настоящее время совсем не брезгуют.

Правда, делают это «завуалировано», создавая целые отделы (или выделяя место на полке) под так называемые акционные продукты по низкой цене - на 50-70% дешевле по сравнению с нормальным товаром. Здесь можно встретить все – от почерневших овощей до побелевшей колбасы и заплесневевшего (не французского) сыра. Но это уже – не еда, а настоящие отходы, потребление которых всего приведет как минимум к пищевому отравлению.

Куры-гриль и салаты отправят вас в больницу

В минувшем году 46 киевлян буквально за один вечер «заработали» острую кишечную инфекцию после употребления кур-гриль в одном из столичных супермаркетов известной торговой сети. После этого опасный продукт с полок маркетов до конца лета исчез. К тому же, после ряда масштабных проверок санэпидемстанцией (СЭС) заметно поредел перечень собственных кулинарных шедевров от торговых сетей.

В нынешнем сезоне столь массовых случаев отравлений пока еще не было. Поэтому, как отмечает завотделом гигиены питания и безопасности пищи Центра радиационной медицины Игнат Матассар, кур, для продажи в сыром виде уже некондиционных, по-прежнему продолжают продавать под «грилем». Как, впрочем, и всю остальную группу кулинарной продукции – салаты с майонезом, жареное мясо и рыбу. А также – фарш и маринованное мясо для шашлыков.

Если уж кушать очень сильно хочется, а времени на приготовление еды совершенно нет, можно попросить продавца дать на пробу любое понравившееся блюдо из отдела кулинарии (такая услуга предусмотрена практически везде), чтобы поближе посмотреть на него и принюхаться.

Замороженная рыба - обман покупателей

При производстве свежемороженой рыбы важно защитить ее поверхность от обезвоживания и окисления жира. Для этого и используют глазирование. Воду разбавляют специальным химическим составом с влагоудерживающим составом, благодаря чему глазурь долго не тает, а рыба - не портится. При этом масса глазури в зависимости от вида рыбы и от того, как она была разделана, должна быть от 2% до 4% массы рыбы.

В действительности же замороженные продукты, особенно морепродукты, продающиеся «в глазури» изо льда, после разморозки теряют до 20-40% веса. К тому же, когда жару не выдерживают даже холодильники и морозилки, рыба, морепродукты и мороженое и полуфабрикаты по нескольку раз размораживаются и застывают снова. По словам заведующей лабораторией санитарно-пищевой микробиологии Института питания Светланы Шепелевой, говорить что-либо хорошее о пищевой и питательной ценности такого продовольствия не приходится «Не стоит «вестись» на якобы низкую цену - лучше выбрать аналогичную рыбу, но без «глазури», а вареников и пельменей – налепить на домашней кухне», - рекомендует эксперт.

Рисованные даты на упаковке

Как отмечает руководитель регионального отделения всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Папуша, чтобы продать залежалый товар под видом свежего, его обычно «наряжают» в новые одежды.

На такую уловку попадаются даже подкованные завсегдатаи. Например, если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. Поскольку с выдавленной маркировкой подобный вариант не проходит, то стоит обратить внимание на молокопродукты с «давленной» (а не нарисованной) датой.

Аналогичный принцип используют и для фасованных мясо-колбасных изделий. С той лишь разницей, что здесь занимаются не «рисованием», а просто полностью переклеивают этикетки. Поэтому, если поверх заводского стикера наклеен еще и супермаркетовский, то от покупки «лакомого кусочка» проще отказаться. Летом она может закончиться плачевно - вплоть до летального исхода.  

Свежие продукты всегда далеко

Зачастую «на передний план» на полке выставляют продукт с истекающим сроком годности, а свежие прячут далеко в глубине. Причем делает все это, в отличии от предыдущих способов, вполне легально, - это называется хитроумным словом «мерчанзайдинг» (выкладка продукции и оформление торгового пространства). Дабы не попасться на сей весьма распространенный крючок и не принести домой молоко, которое назавтра скиснет или конфеты, которые уже «поседели», нужно внимательно смотреть на дату выпуска, и не стесняться перерывать весь ряд с продукцией.

Забираясь «за свеженьким» в самую глубину, помните, что данный метод применим не только к продуктам, но и к напиткам. Например, к пиву. Из-за неосмотрительности можно взять с полки первую стоящую бутылку, в котором «пенное» окажется прокисшим.

Источник: Комментарии, slon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий