Вот и подходит к своему завершению пятница. Впрочем, не совсем так. Ведь это – Великая Пятница! Почему? Судите сами…
1. Страстная пятница.
Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию крестной смерти Спасителя, снятию с Креста Его тела и погребению Его.
На утрени (которая традиционно служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются «12 Евангелий Святых Страстей Христовых», избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу.
Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю.
Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть. Те, кому это трудно, ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.
2. Сонгкран —Тайский Новый год
Сонгкран (Songkran) — тайский новый год. Как и в других странах Востока, в Таиланде празднуют и европейский Новый год 1 января, и национальный Новый год — Сонгкран. Празднование Сонгкрана продолжается несколько дней.
Официально Сонгкран празднуют в Таиланде с 13 по 15 апреля, но по отдельным городам дата празднования изменяется от 11 до 18 апреля.
Местные жители называют праздник Ван Сонгкран (Wan Songkran), что дословно переводится как передвижение с одного места на другое. Тайский календарь состоит из двенадцати циклов, каждый из которых посвящен определенному животному, наделяющий год теми или иными чертами.
Тайцы (особенно дети) выходят на улицы, прихватив с собой пару ведер воды, и со словами «Sawasdee pi mai!» (С Новым годом!) поливают всех подряд, кого только встретят, и красят друг друга тальком. Вода, символизирующая сущность всего живого, разбрызгивается повсеместно, она должна принести благодать каждому, одаренному благословенной влагой.
Если улыбающийся таец польет водой вашу спину и плечи, значит, он желает вам счастья. Впрочем, и взрослые тоже развлекаются по полной программе. Например, в Чангмае водой поливают прямо из крепостного рва в центре города, качая ее из насосов. Мало не покажется! Специально перед празднованием этот ров чистят для того, чтобы вода стала почище.
Раньше было принято в Сонгкран ходить по улицам с чашей воды и окроплять парой капель каждого встречного. Сейчас поливают всех подряд из водных пистолетов, ведер и поливных шлангов.
Однако, традицией обливания водой этот праздник не ограничивается.Исторически Сонгкран — это праздник любви и почтения, день, который тайцы стремятся встретить всей семьей. Утро Сонгкрана начинается с похода в храм, где монахам преподносятся приготовленные заранее изысканные домашние угощения, подчеркивая тем самым свое почтение к ним как к учителям и наставникам.
После возвращения из храма наступает время второй части новогодней церемонии — омовение семейной статуэтки Будды чистой водой с лепестками роз и жасмина. Затем в знак уважения к старшим членам семьи льют воду на их руки. После этой церемонии семья садится за праздничный стол, чтобы насладиться праздничной трапезой.
3. Вайсаки — Новый год сикхов
В индийском штате Пенджаб 13 апреля отмечают один из самых любимых сикхских праздников — Вайсаки (Vaisakhi). Для сикхов, которые населяют Пенджаб, это одновременно и религиозный праздник, и праздник урожая, и новогодний день. Отмечается Вайсаки в первый день первого месяца Вайсакх Нанакшахи солнечного календаря.
Сикхи (Sikhs) — это индийская народность, исповедующая сикхизм, который изначально и возник на территории Пенджаба в 15 веке.
В этот день в 1699 году последний, десятый, сикхский гуру, правитель и наставник Гобинд Сингх основал Халсу — братство с идеей мирового порядка, устранив различия между кастами и установив равенство всех людей.
Основные празднества Вайсаки обычно сосредоточены в гурудварах — храмах сикхов. Кроме того Вайсаки отмечается и в поле, потому что крестьяне в этот день отмечают праздник урожая.
В этот день пенджабцы просыпаются ранним утром и с цветами в руках посещают храмы, чтобы принять участие в специальных религиозных мероприятиях.
Большинство сикхов стремится посетить наиболее почитаемые гурудвары, такие как Золотой Храм или Анандпур Сахиб, где была провозглашена Халса. Те же, кто не в состоянии поехать в центральные храмы, посещают местные храмы.
В день Вайсаки в каждом гурудваре торжественно выносят святую книгу сикхов Гуру Грант Сахиб, и религиозные лидеры зачитывают всем присутствующим основные постулаты. После посещения храма верующие едят специальное блюдо из сладкой муки и масла — кара прасад.
В течение всего дня по улицам движутся праздничные процессии. Тысячи людей принимают участие в торжественных шествиях, идут с флагами и цветами, поют религиозные песни и танцуют, барабанщики выбивают марши. Мужчины размахивают мечами, некоторые из них едут на красиво украшенных лошадях, все друг друга поздравляют и желают счастья.
Пенджабские фермеры отмечают Вайсаки немного иначе. В этот день они наряжаются в новую одежду, готовят национальные блюда, устраивают многолюдные ярмарки и концерты и поздравляют друг друга с Новым годом. В поле в этот день собирается много людей, проводятся народные танцы бхангра и гидха, посвященные празднику урожая. Эти удивительные танцы отражают всю историю сельскохозяйственного процесса, начиная от пахоты и посева и заканчивая сбором урожая.
Танец бхангра исполняется мужчинами, которые наряжаются в цветные тюрбаны, белые рубашки, яркие жилетки и подобие юбок. Они совершают замысловатые движения под звуки национальных барабанов дхола.Танец гидха исполняют женщины. Они надевают красочные наряды и множество блестящих украшений, издающих мелодичный звон при каждом движении. Шумные торжества продолжаются до позднего вечера.
4. Ну и пятница, 13 конечно…
Комментариев нет:
Отправить комментарий